239

Серов, Айвазовский, Рафаэль и русский авангард - самые громкие выставки 2016-го

  1. lenta.co
  2. 2000
  3. Эрмитаж

   Читать оригинал публикации на tvkultura.ru   

"Искусство в массы" – этот революционный лозунг как никогда актуален в последние годы. Одни часами стоят в очередях у музеев, другие устраивают пикеты несогласных с концепцией той или иной выставки. Кажется, безразличных к прекрасному просто нет. О главных событиях, которые в минувшем году произошли в мире отечественного изобразительного искусства, рассказывает Станислав Дорэ.

В 2016-м публика не просто стремилась к искусству, брала его штурмом. Небывалый ажиотаж: гигантские очереди, снесённые двери. Третьяковская галерея – главный ньюсмейкер года, её выставки – Серова, Айвазовского и шедевров из собрания Ватикана – одна за другой ставили рекорды посещаемости. В январе 2016-го у здания на Крымском Валу даже развернули полевую кухню, пригнали автобусы для обогрева. "Очередь на Серова" стала притчей во языцех, интернет заполонили тематические шутки и мемы, за которыми следила и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Мне особенно понравился монтаж с Джоном Траволтой, стоящим перед "Девочкой с персиками", и монтаж со светильниками, выхватывающими людей из очереди, и знаменитая фраза: "Дети, рожденные в очереди на выставку Серова, проходят без очереди", - делится впечатлениями директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. 

Летом в Третьяковской галерее представили выставку произведений Ивана Айвазовского. Маринист побил рекорд портретиста: почти 600 тысяч человек увидели эту экспозицию, Серова - примерно на сто тысяч меньше. Осенью в галерее открылся очередной хит – выставка работ из собрания Пинакотеки Ватикана. У такого небывалого успеха оказались побочные эффекты. Команда Третьяковки отвечала на каждый новый вызов, будь-то полетевший сайт или неуправляемая очередь. Но главная проблема – перекупщики. Она пока не решена. Даже именные билеты, введенные совсем недавно, не помогают. Перекупщики были замечены и у Пушкинского музея, ведь они появляются там, где есть спрос, ажиотаж. С большим успехом прошла выставка Рафаэля из собрания Галереи Уффици и первая в России экспозиция Лукаса Кранаха Старшего. В музее состоялось множество камерных, интеллектуальных выставок, продолжилась работа с современным искусством.

"Этот год у нас был ударным по количеству людей, которые к нам пришли, и мы повторили рекорд последнего времени - 2013 года, когда был миллион триста тысяч посетителей, что очень много для нашего музея в силу его физических возможностей.  Мы не можем принять больше", - рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств имени  Пушкина Марина Лошак. 

Настоящим хитом стала выставка в Еврейском музее "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев". Ее куратор - Андрей Сарабьянов. Несколько лет он посвятил поиску и атрибуции картин художников-авангардистов. Почти две тысячи полотен в 1918 году по инициативе Родченко и Кандинского были распределены по провинциальным музеям.

"Многие из них сохранились, как ни странно. Иногда, правда, условия хранения были ужасные. Тем не менее мне удалось найти какие-то новые вещи, найти и сделать новые атрибуции. И это все было живо и интересно, и сама выставка оказалась такой же живой и интересной", - комментирует искусствовед Андрей Сарабьянов. 

Музейное сообщество сотрясали и скандалы. Два из них связаны с Государственным центром современного искусства. Сначала на премии "Инновация" отменили главную номинацию. Позднее ГЦСИ объединили с РОСИЗО. Несогласных оказалось много. Вот один из аргументов скептиков.

"Организация, которая существует на сорок лет дольше, чем ГЦСИ... Я вам скажу, чем прославилось РОСИЗО. Это чисто техническая служба, которая выполняет экспорт - импорт произведений искусства из России и в Россию, и попытки чистых технарей делать контент мы видим", - сетует арт-критик Валентин Дьяконов. 

В 2016-м искусство штурмовали не только с любовью, но и с агрессией. Против выставки Яна Фабра в Эрмитаже восстали возмущённые защитники животных, а борцы с педофилией атаковали экспозицию Джока Стёрджеса в Центре фотографии братьев Люмьер. Создатели не выдержали атаки и выставку закрыли. Так что, если в восприятии академического искусства наметился новый тренд с ажиотажем и очередями, то в современном искусстве тенденции не меняются – борцов с актуальным по-прежнему много.