15

Плетнёв и его «Современник»

  1. lenta.co
  2. Общество
  3. Гоголь

   Читать оригинал публикации на diletant.media   

Трудно более точно определить свойства личности Петра Александровича Плетнёва, чем это сделал Александр Пушкин в «Посвящении», назвав его человеком «души прекрасной, святой исполненной мечты, поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты». Впрочем, Плетнёв не только друг Пушкина, но ещё талантливый литературный критик, издатель и ректор Петербургского университета. Иначе — важная часть литературного процесса первой половины XIX века.

«Современник»

Пётр Александрович Плетнёв — один из многочисленных поэтов пушкинской эпохи, критик и издатель. А ещё друг Пушкина и первый помощник его в литературных делах. Познакомились они еще до окончания Пушкиным Лицея; в годы михайловской ссылки поэт постепенно передал ему посредничество в издании своих произведений. Переписка их насыщена делами литературными, издательскими, финансовыми, практическими и проч. Плетнёв, по собственному признанию, был для Пушкина «всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром». Он выпустил в свет — то есть нашел издатели и книгопродавца, решил типографские, материальные и иные проблемы, более 20 книг Пушкина, причем делал это совершенно бескорыстно. Пушкин называет Плетнёва «кормильцем», «благодетелем» и признается, что независимостью своей он «обязан Богу и тебе».

Связь с опальным поэтом привела к возникновению секретного следствия о Плетнёве. Он принимал участие в издании «Литературной газеты», затем журнала «Современник». Актом признательности со стороны Пушкина явилось посвящение Плетнёву IV и V глав «Евгения Онегина» (1828) — а затем — и всего романа (в 1833, при его отдельном издании).

Плетнёв был «правой рукой» Пушкина в журнале «Современник», а после гибели поэта продолжил издание, по определению Ивана Тургенева, «унаследовав» журнал от Пушкина. В то время Плетнёв — профессор Санкт-Петербургского университета. Вступать в разгоревшуюся полемику между западниками и славянофилами он не желал и избрал для «Современника» исключительно литературное направление, что выключило журнал из актуальной повестки. Стремление занять нейтралитет в разгоревшейся полемике славянофилов и западников не способствовали популярности.

Долгое время издателя не смущало постепенное уменьшение числа сотрудников в его журнале. «Ужели вы, Александра Осиповна [Ишимова], да я не наполним чем-нибудь четырех книжек?» — писал он Гроту 8 октября 1840 г. Но вместе с писателями не стало у «Современника» и читателей. Количество подписчиков колебалось в 1840-е годы между 300−400, а в 1846 г. упало до 233.

Наконец, Плетнёв решил отказаться от журнала и в сентябре 1846 г. передал право на издание «Современника» Некрасову и Панаеву. Близкие к Белинскому литераторы давно хотели иметь свой независимый орган, в котором они чувствовали бы себя хозяевами. «Отечественные записки», где им приходилось сотрудничать, с каждым годом вызывали у них все большее недовольство, так как беспринципное поведение Краевского сказывалось на содержании и направлении журнала. Первый номер преобразованного «Современника» вышел в свет 1 января 1847 г. Фиктивным редактором стал профессор Петербургского университета Александр Васильевич Никитенко.


Групповой портрет членов редколлегии журнала, 1856 год, фотограф Сергей Левицкий

Плетнёв и «Мёртвые души»

Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнёв не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнёв всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и вообще признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя с его сильными и слабыми сторонами: Центральной статьей Плетнёва в пору издания «Современника» стал его разбор «Чичиков, или «Мертвые души» Гоголя» (1842).


Плетнёв Пётр Александрович. Гравюра Эйссенгардта

Плетнёв, введший Н. В. Гоголя в начале 30-х в литературные круги Петербурга, становится к концу 30-х его помощником в литературно-издательских делах: он помогает цензурному «прохождению» «Мертвых душ», позднее редактирует и издает «Выбранные места из переписки с друзьями». В статье о поэме Гоголя Плетнёв подчеркнул погруженность писателя в мир действительной жизни, указал на приоритет жизни над вымыслом («не вымысел важен, а жизнь»). В разборе прозвучала мысль и о том, что первый том поэмы лишь начало, «вступление к великой идее о жизни человека, увлекаемого страстями жалкими»). В пору, когда за Гоголем установилась прочная репутация чисто комического писателя, это акцентирование «серьезности» и глубинной философичности поэмы было весьма актуально. Не случайно статья понравилась Гоголю более всех других разборов поэмы.

*****


Надгробие на Тихвинском кладбище

Пётр Александрович Плетнёв скончался после продолжительной болезни 29 декабря 1865 г. (10 января 1866 г.) в Париже, и был погребён в Петербурге в Александро-Невской лавре. С осени 1861 года, оставив ректорство, Плетнёв был членов двух комиссий: участвовал в управлении Университетом, а также занятостью людей, оставшихся за штатом.