16

Как дисциплина и нежные уши определили развитие классической музыки

  1. lenta.co
  2. 2000
  3. Музеи
Общество
11 Января, Среда

   Читать оригинал публикации на diletant.media   

Новое направление курсов Музея «Гараж» посвящено академической музыке во всем ее разнообразии. Приоткрыть завесу тайны и узнать, возможна ли сегодня академическая музыка, чем она отличается от классических образчиков прошлого, можно прямо сейчас.

Сначала определимся с терминологией. В английском языке понятие «classical music» обозначает то, что в русском принято считать «академической» музыкой, то есть написанной профессиональными композиторами.

В русском языке «классическая музыка» — это музыка эпохи классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен и другие композиторы XVIII века, а академическая музыка включает в себя и Ренессанс, и барокко, и романтизм, и классицизм, и неоклассицизм, и современных композиторов.

В классической музыке есть строгие правила, по которым нужно писать произведение: это касается размера, формы каждого из произведений, а также самого языка (гармоний, ходов). Неважно, кто вы — композитор, теоретик или исполнитель — все профессиональные музыканты изучают музыкальную теорию и классическую гармонию, и для того чтобы эти строгие правила закрепить решают задачи. Ученику дается мелодия, и его задача — дописать еще несколько голосов. Это можно сделать только по определенным правилам и если вы их нарушите, то задача будет решена неверно.

В любом виде искусства есть подобный набор «классических» правил — это касается и изобразительного искусства, и архитектуры. В классической музыке, допустим, ваше произведение может существовать в пределах определенной тональности. Ну, скажем соната у вас в фа мажоре. И есть правила, закономерности, по которым в этой сонате тональности переходят одна в другую, и в итоге возвращаются в основную тональность. Они не могут переходить хаотично — есть строгая, выверенная линия. На тот момент люди считали, что, если композитор отходит от этих правил, то музыка получается некрасивая — просто потому, что их ухо привыкло к «правильной» музыке.

Однако развитие музыки не останавливалось и на смену классицизму пришли другие направления, которые отрицались «классиками» именно из-за несоответствия канонам.

«Проще говоря, по мнению композиторов-неоклассицистов, все, что происходило в музыке после классицизма — к примеру, романтизм — это неправильно. Для романтизма характерен выход за пределы формы, который иллюстрирует метания души, накал чувств и так далее. Для неоклассиков подобное «публичное обнажение» — вещь совершенно неприличная, поэтому они возвращают музыке ее «правильность», ее исконную красоту строгости, возвращаясь к формам барокко, классицизма, но используют современный им язык» — Александра Стефанова, преподаватель образовательных курсов Музея «Гараж» и создательница музыкального коллектива Škola Crew.

С другой стороны, есть попытки возродить гармонию классических правил, вплетая их в новое время — это и есть неоклассицизм. Так работал, к примеру, Пауль Хиндемит. Он придумал собственный повествовательный язык — свою ладово-тональную систему, которая настолько же отличается от музыкального языка эпохи классицизма, как язык эсперанто отличается от русского. Да, он существует в той же форме (слова, буквы), но звучит совершенно по-другому.

Именно поэтому после эпохи классицизма музыку, написанную профессиональными композиторами, называют академической. При этом, разумеется, музыкальный язык произведений сегодняшнего дня отличается от XVIII века — точно так же, как мы сегодня не разговариваем на языке Пушкина.

На академическую музыку повлиял и джаз, и появление бита в популярной музыке. Постоянное сопровождение музыкальной темы ударными инструментами — это явление ХХ века. Все началось примерно в тот период, когда Европа начала открывать для себя культуры других стран — с конца XIX века. Клод Дебюсси как-то попал на концерт жителей острова Ява, и для него совершилась революция. Европейские композиторы были настолько отрезаны в своем представлении о правильной музыке от остального мира, что ритмы, которые сопровождали туземную музыку тысячелетиями, поразили Дебюсси до глубины души.

«Бит, действующий на вас на уровне физиологии, медленно, но верно вошел в норму большинства современных нам музыкальных произведений. Кроме того, сегодня существует и привычная для нас форма — трековая, песенная. Композиция должна строится по принципу «куплет-припев, куплет-припев» — и мы ждем «того самого» момента в мелодии. Если композитор не вернет музыку к «припеву», у вас появляется ощущение, что вас обманули, это не покажется вам законченным произведением». — Александра Стефанова

Существует еще стилизация под классические вещи — скажем, музыка к фильму «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли 1968 г. стилизована под эпоху Возрождения, и формами, и инструментами — у вас складывается ощущение, что музыка относится к описываемому времени. Даже если подобной стилизации нет, музыка к кинофильмам — сфера, предоставляющая академическим композиторам довольно большой простор для творчества и возможность следовать традициям.

К примеру, в классической опере или балете всегда есть лейтмотив у каждого из героев; вспомните, к примеру, «Волшебную флейту» Моцарта — у каждого героя есть своя тема, которая либо вплетена в его арии, либо предваряет его выход на сцену. А теперь вспомните тему Люка Скайуокера или Джека Воробья — это тот же самый прием. К слову сказать, эти композиторы успешно пишут и во вполне классических формах — симфонии и сюиты.

Таким образом, классическая музыка сегодня имеет достаточно широкую публику и охват. Под этим термином можно понимать самые разные явления — и музыку классических форм, использующую современный язык, и стилизованную музыку для кинофильмов.