Культура христианского Востока

  1. lenta.co
  2. Наука
  3. история
Наука
24 Сентября, Четверг

   Читать оригинал публикации на postnauka.ru   

Курс лекций историка Алексея Муравьева о языковом и культурном разнообразии цивилизации христианского Востока

Востоковедение – это комплексная дисциплина, изучающая восточные страны, народы и культуры. Нередко ее сводят к изучению Дальнего Востока с одной стороны и арабо-исламского мира – с другой. На деле в востоковедении есть много других областей – иудаика, инодология, тюркология, монголистика, африканистика. В науке востоковедения изучение исторической общности христианских культур и языков, сложившихся в начале 1-го тысячелетия н. э., составляет отдельный раздел. Христианство, родившееся в арамейско-греческой среде Палестины, повлияло на формирование целого ряда своеобразных культур: сиро-арамейской, коптской, грузинской, армянской, арабо-христианской, арабско-христианской, древнеуйгурской и ряда других. Эти культуры благодаря влиянию христианства сформировали отдельные литературные, художественные, языковые, вероисповедные традиции, до сих пор влияющие на идентичность их носителей. Христианская вера продолжает быть одним из важных факторов на Ближнем востоке и в Центральной Азии. В этом курсе будет рассказано о важнейших культурах этой общности.

Цивилизации христианского Востока

http://postnauka.ru/video/45649

Историк Алексей Муравьёв о цивилизационных кругах Востока, влиянии религии на культурные традиции и механизмах передачи христианского наследия

В ряде восточных культур мы выделяем несколько больших кругов. Эти круги в целом отражают важнейшие цивилизационные параметры, по которым мы определяем специфику цивилизаций, сложившихся на Востоке. Принято выделять несколько больших ойкумен (греческое слово οἰκουμένη означает «круг обитаемых земель» — это цивилизационный круг), и внутри этих ойкумен или рядом с ними мы выделяем параойкумены, или субэкумены, то есть небольшие или более компактные цивилизационные группы, которые тоже обладают большим внутренним единством, но тем не менее не принадлежат ни к одному из этих кругов.

Сирийская христианская культура

http://postnauka.ru/video/46313

Историк Алексей Муравьёв об арамейском языке, особенностях сирийской цивилизации и трагической судьбе сирийцев в XX веке

Когда мы говорим «сирийский», мы имеем в виду не современную страну Сирия, а сироязычных или арамеоязычных жителей Востока. Это стопроцентно христиане, и они, как правило, являются двуязычными. Они живут на территории разных стран — это и Сирия, и Ирак, отчасти Иран и Турция, другие страны. Их спецификой является то, что они все восходят к одной первоначальной традиции сирийского христианства. Эта традиция складывалась изначально на арамейском языке. Арамейский язык имеет довольно большое количество диалектов.

Коптская христианская культура

http://postnauka.ru/video/46565

Историк Алексей Муравьёв о коптском языке, возникновении монашеских общин и парахристианских традициях

После того как наступила эллинистическая и римская эпоха и Александр Македонский был провозглашен египетским фараоном, в Египте началось распространение греческого языка, и древнеегипетское письмо уступило место греческому алфавиту. Появился алфавит, который мы называем коптским. Вслед за распространением христианства, начиная с конца I — II века н. э., внутри египетской традиции возникает отдельная египетская христианская традиция, постепенно формирующая коптскую субэкумену, или коптский культурный круг. Он связан с адаптацией христианства на египетской почве.

Эфиопская христианская культура

http://postnauka.ru/video/46948

Историк Алексей Муравьёв о христианизации Эфиопии, языке геэз и главных задачах эфиопистики

Ядро эфиопской цивилизации возникло, когда северная часть группы семитского населения, мигрировавшего с территории Аравийского полуострова на территорию Африканского континента примерно в VIII веке до н. э., окончательно осела на Африканском Роге, колонизировала побережье и создала предпосылку для возникновения знаменитого Аксумского царства, просуществовавшего с II по XI век, центром которого были город Аксум и портовый город Адулис.

Культура нубийского христианского царства

http://postnauka.ru/video/47299

Историк Алексей Муравьёв об истории Нубии, христианизации Африканского Рога и грамматике нубийского языка

Нубийское христианство — это особая, отдельная ветвь африканского христианства, создавшая своеобразную и очень интересную культуру, существовавшую примерно с IV по XVI век как самостоятельная культура. В IV веке на территории Судана впервые оказались христианские миссионеры, а в XVI веке, благодаря изменению религиозной политики исламского государства в Египте — к власти пришли мамлюки, — в серии завоевательных походов произошла резкая арабизация и исламизация региона, которая завершила историю христианской Нубии.

Культура арабов-христиан до ислама

http://postnauka.ru/video/48959

Историк Алексей Муравьёв об арабских племенах Сирии и Месопотамии, доисламском христианстве в Южной Аравии и трудностях изучения этих культур

В представлении многих современных людей понятия «арабы» и «ислам» — это практически синонимы. Это связано с тем, что, как мы знаем, в VII веке произошло то, что называют арабской экспансией (ее иногда называют еще исламскими завоеваниями), в результате которой сильно поменялась карта Ближнего Востока и понятие «араб», «арабский» стало обозначать прежде всего выходца с Аравийского полуострова, говорящего на классическом арабском языке и исповедующего религию, которая провозглашена в Коране и которую мы традиционно обозначаем как ислам

Культура арабов-христиан после VII века

http://postnauka.ru/video/49203

Историк Алексей Муравьёв об арабо-христианской литературе, культурном взаимодействии и «винной поэзии»

арабы-христиане были переводчиками и переносчиками античной культуры, греко-римской культуры из арамейской в арабскую среду. В результате — развитие большой арабской науки, возникшее на фоне аббасидской «шуубии». Шуубийа — это народное движение, когда другие народы, не арабские, влились в единое культурно-политическое и языковое пространство. Эти народы принесли античную культуру, возникла арабская философия, арабский аристотелизм и все прочее.

Культура армянского христианства

http://postnauka.ru/video/50060

Историк Алексей Муравьев о важных аспектах армянской культуры, проникновении христианства в Армению и диалектах армянского языка

Армянская культура представляет собой одну из трех больших культур христианского востока на Кавказе: это армянская, грузинская и кавказско-албанская (на территории современного Азербайджана и Нагорного Карабаха). Из них грузинская и армянская дожили до наших дней, а кавказско-албанская осталась только в памятниках истории культуры: рукописях, надписях и сочинениях историков, в том числе армянских

Культура грузинского христианства

http://postnauka.ru/video/50063

Историк Алексей Муравьёв об истоках картвельского христианства, армазской билингве и особенностях грузинской письменности

Грузины в широком смысле — это люди, говорившие на языках картвельской подгруппы западнокавказских (картвельских) языков, туда входят, кроме грузинского, чанский (мегрельский), сванский и лазский. Соответственно, грузинский — часть этой группы, язык, неродственный восточнокавказским языкам, по крайней мере неродственный напрямую. И грузины на мировую арену христианской культуры выходят в IV веке, когда вместе со знаменитой подвижницей, оставшейся в анналах под именем Нино (в армянской версии Нунэ, все эти имена происходят от латинского слова nonna — «монахиня», «инокиня»; вероятно, ее подлинное имя было Феоктиста), на территорию государства Картли попадает проповедь христианства.

Уйгурская и сиро-китайская христианская культура

http://postnauka.ru/video/50066

Историк Алексей Муравьёв о происхождении уйгурского языка, культурах Великого шелкового пути и староуйгурском письме

Последний участок Великого шелкового пути, который, собственно говоря, соединял центральноазиатский Согд и Пекин (Ханбалык, как его называли в юаньско-монгольское время), представляет собой интереснейшую часть христианского Востока, где взаимодействовали иранские языки (фарси, согдийский), сирийский, тюркские (прежде всего так называемый древнеуйгурский), монгольские языки (их было несколько) и собственно китайский, или старокитайский. Считается, что первоначальный интерес к христианизации этих мест проявился уже у знаменитого сирийца Баршаббы, епископа Мервского в IV–V веках, который назначил митрополитов или отправил миссионеров в Северный Китай.

Ираноязычная христианская культура

http://postnauka.ru/video/50068

Историк Алексей Муравьёв о распространении христианства на протяжении Великого шелкового пути, новоперсидском языке и согдийской культуре

Иранский мир, состоящий из двух частей (западной — Ирана (Персии) и восточной (центральноазиатской) — Турана), довольно рано встретился с христианством. Произошло это на территории Сасанидского государства (II–VII вв.) — еще раньше контакты иранцев с христианами, возможно, и были, но у нас о них практически ничего не известно (есть «Деяния» мар Мари, например), — в котором уже существовала христианская церковь, она называлась Церковь Востока (сир. ʿĒ(d)tāʾ d-Maḏnḥāʾ). На Западе этих христиан называли несторианами, они говорили на арамейском языке, среди них были как сирийцы, так и персы, и эта церковь до VII века, пока сасанидский Иран не прекратил свое существование под ударами арабов-мусульман, существовала в основном в Иране.

Христианская культура кавказской Албании

http://postnauka.ru/video/50071

Историк Алексей Муравьёв о народах Кавказской Албании, армянском влиянии на местную традицию христианства и удинском языке

Большой регион, ограниченный с севера Кавказским хребтом, с запада – бассейнами рек Куры и Аракса, с юга – пустынными землями, который сейчас является Южным Азербайджаном, в середине I тысячелетия и даже в начале его именовался Арраном, или Албанией. Чаще говорят «Кавказская Албания», чтобы не путать с европейской (фракийской) Албанией. И этот регион является одной из важных частей христианского Востока. Почему так сложилось, что он сейчас не осознаётся нами как часть этого восточно-христианского мира? Дело в том, что эта область, которая сейчас разделена между российским Дагестаном, Азербайджаном и непризнанным государством Нагорный Карабах, в древности представляла единое географическое и отчасти политическое пространство, населённое кавказскими народами.

5 книг по истории христианского Востока

Что читать о культурах христианских цивилизаций Востока, рекомендует кандидат исторических наук Алексей Муравьевhttp://postnauka.ru/books/47825

Эфиопский язык

http://postnauka.ru/video/52778

Как выглядит эфиопский алфавит, сколько существует вариантов написания согласных и какое эфиопское слово использовал в своих стихотворениях Николай Гумилев

15. Сирийский язык

Лекций Алексея Муравьева о сирийском языке и его словах, таких как "бог", "воздух", "человек" и других, будет опубликована в октябре 2015 года

Прямая речь: Алексей Муравьёв

О ценности гуманитарного знания, современных студентах и христианском Востокеhttp://postnauka.ru/talks/51075