Культура средневековой Ирландии

  1. lenta.co
  2. 7000
  3. история
Наука
24 Сентября, Четверг

   Читать оригинал публикации на postnauka.ru   

Историк Григорий Бондаренко о жреческом сословии, переосмыслении языческого наследия и отношении ирландцев к пространству

Древняя Ирландия представляет собой уникальную цивилизацию в рамках европейской цивилизации в целом. Само географическое положение Ирландии, острова на дальнем западе Европы, задает и всю дальнейшую парадигму древнеирландской истории, древнеирландской культуры. Определенная изоляция, изоляция от античного мира — Ирландия никогда не была частью римского мира, Pax Romana, — задает особое положение Ирландии в древней и средневековой европейской цивилизации. Эта изоляция некоторыми современными учеными, если мы говорим об ирландистах и кельтологах 90-х годов XX века, подвергалась сомнению, и с ними можно согласиться. Действительно, финикийские купцы, видимо, в свое время достигали Британских островов. Связь с Древней Галлией эпохи до и после римского завоевания была тесной. Но тем не менее есть некоторые моменты, некоторые особенности, которые ставят Ирландию в уникальное положение в Европе.

Действительно, Ирландия, так же как Скандинавия и славянский мир, не была частью Pax Romana. Это накладывает на средневековую культуру этой страны особый отпечаток. Помню, как на семинарах Арона Яковлевича Гуревича в Институте всеобщей истории в начале 2000-х обсуждалось существование особого варварского полумесяца — от Ирландии, включая Скандинавию и заканчивая славянским миром, где роль местных языков и литератур была особенно велика.

Уникальная особенность древнеирландской и, шире, гэльской культуры даже среди других кельтских культур — это сохранение и выживание светской ученой элиты на протяжении веков. Что это была за элита и каковы были функции этого ученого жреческого сословия, сказать довольно сложно. Но тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что это было индоевропейское жреческое сословие, возможно, родственное индийским брахманам. Они были носителями определенного рода ритуалов и определенного рода текстов — устных текстов, если мы говорим о древнем жреческом сословии.

Опять же, соотношение между этими двумя группами — друидами и филидами — в древнеирландской традиции не очень четко выражено.

То есть во многих текстах светского содержания и, допустим, в житийной средневековой ирландской литературе тот же самый герой, тот же самый персонаж в одном варианте может называться друидом, в другом он может называться филидом.

В англоязычной кельтологической литературе, кстати, филиды, как правило, переводятся как poets («поэты»), что не совсем оправданно. Это признают, впрочем, и современные кельтологи. Филиды не только поэты — они историки, они носители местных преданий, так называемой «старины мест» (din(d)shenchas), знания о прошлом (senchas, coimgne). Они также участники и, может быть, главные действующие лица в инаугурации королей. То есть роль их очень велика в древнеирландской культуре, в древнеирландской цивилизации в целом.

Далее. Когда мы говорим о средневековой ирландской литературе, средневековой ирландской мифологической, эпической традиции, важно иметь в виду, что эта традиция не возникла на пустом месте. И, собственно, ирландскоязычная литература, ирландскоязычная средневековая традиция эксплуатировала те древние памятники, археологические памятники или артефакты, значимые священные камни, сохранившиеся со времен еще доисторических, то есть с эпохи неолита или бронзового века.

Так каким образом этот памятник, этот курган использовался или переосмысливался, эксплуатировался в средневековой Ирландии? В средневековой Ирландии из той литературы, которая до нас дошла, он осмыслен как крепость ушедших богов, как поселение ушедших богов, построенное изначально богом Дагдой (Дагда — это «добрый бог») и впоследствии переданное Дагдой или отнятое младшим богом, Ойнгусом Мак инн Оком, сыном Дагды.

Такое переосмысление происходит и с рядом других памятников эпохи неолита или бронзы. Так называемые сиды, или волшебные холмы, или волшебные курганы, которые населяются ушедшими богами, — это особый топос в древнеирландской мифологии и впоследствии в уже более современном фольклоре.

Таким образом, мы видим, что древнеирландская мифология не в последнюю очередь занимается доместикацией пространства этого острова на краю Европы, отдельного, удаленного. Мы видим, что весь остров воспринимается как тело богини Эриу или Ану. Особые естественные холмы или рукотворные курганы населяются ушедшими богами, когда верхняя часть этого острова остается смертным людям.

Все эти занимательные сюжеты читатель может найти в памятниках древнеирландской литературы: в сагах мифологического цикла или в коротких прозаических или поэтических текстах из «старины мест» (din(d)shenchas). Какие же проблемы встают перед современными исследователями, современными ирландистами, специалистами по средневековой или Древней Ирландии? Какие перспективы изучения этой древней традиции мы можем разглядеть отсюда, из России, или в целом в европейском контексте?

В первую очередь, конечно, проблема для нас, что многие из этих текстов еще не изданы — не изданы критически или не переведены на современные европейские языки. Допустим, ряд текстов из «старины мест», посвященных определенным памятникам или значимым местностям в Ирландии, критически не изданы и не переведены. Неизданные и непереведенные законодательные трактаты часто содержат фрагменты, описывающие какие-то эпизоды из дохристианской традиции. При этом не стоит забывать, что все эти памятники были записаны уже в христианской Ирландии и форму этим памятникам и форму древнеирландской мифологии дала письменная христианская культура, пришедшая в Ирландию где-то с V века, в эпоху христианизации с первыми миссионерами Ирландии — cвятым Палладием и cвятым Патриком.